Четверг, 21 ноября, 2024
ДомойIT-технологииАнатолий Левенчук рассказывает о конференции по робототехнике

Анатолий Левенчук рассказывает о конференции по робототехнике

В Сколково прошла знаковая робототехническая конференция. Мое мнение – в ходе ее организаторы изо всех сил стремились продемонстрировать, насколько велико отставание наших робототехнических поделок, создаваемых вузами, от иностранных. Для доказательства данного тезиса использовался «убойный арсенал»: на выставку отечественных достижений были приглашены западные спецы, которые сумели наглядно и убедительно доказать, что и сравнивать то, собственно, нечего. Остается только надеется, что урок пойдет впрок, и наши люди из стартапа наконец-то задумаются над тем, какое на самом деле они занимают место в мире, и не пора ли не «разводить руками», а действительно создать что-нибудь конкурентоспособное и достойное внимания.

Два высказывания на конференции, которые особенно запомнились. Одно из них принадлежит Игорю Агамирзяну из РВК, другое — Алексею Корнилову, являющемся научным руководителем программы «Робототехника» и, по совместительству, еще и главным эксперт «Робофеста»

Агамирзян заявил, что все большие прорывы случились еще до семидесятых годов. К ним он отнес сверхзвуковой самолёт, полёт американцев на Луну, создание промышленного робота и экзоскелета, атомные станции. После 70-х годов наступила эра эволюции, вызванная тем, что развивалась, в основном, вычислительная техника. Наступившая эпоха, когда на роботов снова делается серьезная ставка, дает шанс появлению новых крутых прорывов.

Такими могли бы стать домашние роботы

Согласившись с ним, «докрутим» высказывание: при замене конфигурации компьютера с тачскрин-программа-пиксели на такую конфигурацию, как на датчики-программа-приводы сама жизнь станет совсем иной, а технологические прорывы пойдут один за другим. Ведь роботы скоро смогут делать то, что людям с их медлительностью в движения, тугодумием и неточностью в движениях, принципиально недоступно. Кстати, все это до сих пор было недоступно и машинам, с их однообразными движениями, ограниченностью механики и тупостью.

Алексей Корнилов в своем выступлении подчеркнул, слово «робот» постепенно уходит из языка. Ведь сегодня, немного-немало, о речь идёт о массовом промышленном производстве девайсов, а слово «робот» всегда-из-будущего и никогда не было и не будет словом-о-настоящем.

Всего пару лет назад началось массовое производство роботов-пылесосов под маркой «Румба». Сегодня роботом его уже никто не называет, просто пылесос. То же самое произошло с роботом-кондиционером, который сам себя чистил. Сегодня это просто пылесос. Поверьте, когда начнем выпускаться робот-автомобиль, уже скоро он станет просто автомобилем, потеряв слово «робот» по дороге. Таким образом, к своим давним примерам: «бухгалтерия, механизированная бухгалтерия, компьютеризированная бухгалтерия, бухгалтерия» или «почта, электронная почта, почта», смело добавлю следующую триаду: «робот, робот-пылесос, пылесос».

Почти все беседы, проведенные на выставке, искренно расстроили. Почти все специалисты «зациклены» даже не на какой-то технологической цепочке, но лишь на собственной операции, в эту цепочку включенную. Почти все: гонка за тем, что удалось посмотреть на «заубгорном» Youtube, но намногодешевле. Исключений почти не было. Ели делать скидку на то, что демонстрировались только работы студентов, то что собой представляют работы профессоров этих ребят?!

При этом баек о плохом образовании, «никаком» производстве» рассказывалось много, но кто их сегодня не рассказывает?! Кому интересны эти разящие наповал, но ничего не улучшающие примеры?!

Яркий пример того, как роботы с таким подходом только ухудшат жизнь, показал … гардероб Гиперкуба самого Сколково. Два гардеробщика, обслуживающих гостей в Гиперкубе, управлялись с одним человеком всего за 15 секунд. При этом семь секунд они тратили на то, чтобы добраться до свободного крючка, одну секунду, чтобы повесить одежду, еще семь – на возвращение обратно. При этом, супернавороченная, электрофицированная, компьютеризированная система, где каждая бирка имеет микросхему и запоминает номер вешалкоместа на весьма хитро устроенной моторизованной системе, не понадобилась. Результат – огромная очередь там, где быть ее, в принципе, не должно.

На входе все вздыхали, удивлялись, осматривались, осторожно оценивали новшество, но на выходе, когда «операторы гардероба», используя карточку-бирку, засовывал ее в компьютер, и конвейер начинал неуместно греметь цепями в течение сорока секунд, стёб в гардеробе по поводу неуместной показной «роботизации» стоял самый что ни на есть откровенный. Каждый хотел высказаться на эту злободневную тему.

Gary Bradsky, с которым откровенно хотелось поговорить, настаивал на том, чтобы разговор велся только об одном: о разработке системы, надежно распознающей руки человека. Это разработка дает возможность принять новые, до сих пор не существовавшие, стандарты по безопасности. В результате их принятия не нужно будет возводить забор «вокруг и около» каждого работающего робота и, тем самым, промышленная робототехника станет стоить на порядок дешевле.

Он переживал по поводу того, что проблемы, которые они сейчас испытывают, касаются не софтверна, а больше относятся к хардверну. Управление, которое ведется через промышленные контроллеры, ужасные и сильно ограничивающие возможности. Те 3D-оптические системы, которые уже есть на рынке, могут качественно распозновать объекты, но они стоят совершенно немыслимые деньги.

Компания Bradsky продемонстрировала, как можно вести разгрузку ящиков в траке со скоростью один ящик за шесть секунд. У человека эта операция занимает такое же время, но в компании, прежде чем продвигать систему на рынок, хотят увеличить скорость до 4 секунд на ящик. При этом цена за «однорукого грузчика» будет в пределах 100-150 тыс. долларов, т.е. вполне такой, чтобы поднять настроение потенциальным покупателям и «огорчить» профсоюз грузчиков. Роботизированная разгрузка-погрузка контейнеров — это прорыв, который следует признать очень серьезным результатом. Ведь за внедрением таких роботов стоят миллионы миллионов рабочих мест, где пока принята тяжелая физическая работа.

Организаторы конференции предложили провести конкурс, напоминающий DARPA Grand Challenge, т.е. проезд автомобилей без водителя по бездорожью. То, что предлагалось в качестве тем, требует отдельного разговора. Конкурсом именно как конкурсом и не пахло, т.е. никто не говорил, что нужно достичь, в чем, собственно, заключается соревнование. Зато радетелей за нашу автомобильную промышленность было больше, чем надо. Многим почему-то кажется, что страна, в которой автомобильная отрасль находится … должна выдать миру «на гора» свой собственный и лучший в мире робот-автомобиль.

Мне удалось предложить две идеи для конкурса.

Первая – победить, пусть не в основной, а лишь в специальной программе, на конкурсе П.И. Чайковского. Представим себе ситуацию, когда на сцену выходит робот, у него есть настоящий рояль и ноты. Вот он берет ноты и играет, при этом импровизируя. Все составные части такого конкурса давно «имеют место быть»: проводятся соревнования по программам интерпретации музыки, ноты давно умеет читать коммерческий софт, а дальше перед организаторами и участниками стоят только робототехнические задачи: анализ сцен с роялем и нотами, и — самое важное — руки, которым полагается и ноты пролистать, и произведение сыграть на высоком художественном уровне.

Вторая – создать робота-трансформера, но не собираемого лего, а именно «трансформера», как это делается в мультфильмах, представляющего собой лабораторию по физике. И победителем становится тот, кому удастся при помощи этого робота создать лучший курс по физике, математике и информатике, объединив эти три дисциплины в одну. Известно, что у детей в головах никогда эти три курса вместе не укладываются. Вот и попробуйте, ведь базовой подготовки по физике, математике, информатике невозможно усвоение ни одного глубокого курса робототехники.

Предложения, звучавшие с мест и касавшиеся «создания третьей руки для космонавт» или «снегоуборочного комбайна, напоминавшего робот-пылесос типа Румбы», показались мне слишком поверхностными. Однако замечу, что зал, переполненный профессионалами-робототехниками, наиболее тепло поддержал идею конкурса на создание учебника робототехники. Мои мысли по этому поводу вы можете прочитать абзацем выше…

Похожие записи

2 КОММЕНТАРИИ

Популярное