Более 5000 трудочасов и 10000 долларов потратил польский пианист Славомир Зубржицкий на изготовление уникального во всех отношениях музыкального инструмента. Казалось бы, чего же тут особенного — музыкальные инструменты порой очень сложны и дороги в исполнении; всё это так если бы не одно «но». А вот послушать современную казахскую песню в онлайн вы можете по этой ссылке.
Славомир создал инструмент взяв за основу эскизы и наброски великого Леонардо да Винчи. Диковинный инструмент не остался неназванным, Леонардо, задумка которого так и осталась в виде набросков и никогда им самим не была реализована даже в виде опытного образца (прототипа, как принято говорить сейчас) назвал его Viola Organista. Задумка да Винчи была проста и претенциозна — и преследовала идею скрещивания клавесина с виолончелью, причём от клавесина брался «интерфейс управления» — клавиатура, а у виолончели заимствовался способ звукоизвлечения и соответственно звучание. Рекомендуем вам рассмотреть площадки для музыкантов.
Да, как это не удивительно но Viola Organista имеет звучание присущее смычковым инструментам при том, что сам инструмент больше с виду похож на клавесин или фортепиано. Извлечение звука здесь происходит конечно же не при помощи смычка, хотя принцип тот же; при нажатии клавиши на клавиатуре соответствующая струна приводится в движение и прижимается к вращающемуся колесу: трение струны об обмотанный конским волосом обод колеса и вызывает звуковые колебания.
В конструктиве Viola Organista таких звукоизвлекающих колёс четыре, в движение они приводятся музыкантом посредством маховика, шатуна и педали.
По утверждению знатоков классической музыки Viola Organista имеет очень интересный и богатый звук с «металлическим» призвуком, напоминающий аккордеон, орган и виолончель одновременно.
И хотя при жизни великого флорентийца чудо-музыкальный инструмент построен не был в 1575 году Нюрнбергский органист Ганс Гайден создал нечто очень похожее на Viola Organista; кроме того сам способ извлечения звука в гайгенверке (так назывался созданный Гайдном инструмент) был идентичен.
Историки сообщают нам о 32 гайгенверках вышедших из-под руки Нюрнбергского мастера, но документально подтверждено существование только двух, а говорить о том, что до наших дней дожил хотя-бы один экземпляр — не приходится. Зато благодаря немецкой педантичности до наших дней дошла брошюра немецкого композитора и теоретика Михаэля Преториуса — в ней помимо прочего имеется описание музыкальной машины Гайдна и её изображение.
Как мы можем видеть гайгенверк очень сходен с Viola Organista и внешне и конструктивно, однако это отнюдь не указывает на то, что Гайден при работе над инструментом занимался плагиатом. Этот факт подтверждается хотя бы тем, что Ганс Гайдн не имел доступа к записям да Винчи ввиду того, что рукописи с набросками и зарисовками завещанные Леонардо своему ученику и другу Франческо Мельци оберегались как главная семейная реликвия и были распроданы в 1579 году лишь после смерти последнего.
Своё детище Славомир Зубржицкий с заслуженной гордостью представил широкой публике на пятом Международном Королевском фестивале пианистов в Кракове.
Выдающийся человек был Леонардо, причем выдающимся во всем!!! Таких оригинальных музыкальных изобретений я еще не встречала!!!
Вот это «гармошкорояль» получился 😉 Леонардо и сам, поди, не верил, что кто-то воплотит его наброски и проекты в жизнь настолько точно и мастерски, что инструмент реально заиграет
Гении практически всегда опережают своё время, Да Винчи не исключение