Экипаж миссии STS-77 на фоне шаттла Endeavour. Источник: NASA
Бывший администратор NASA Майкл Гриффит как-то назвал всю программу шаттлов большой ошибкой. Вы согласны с этим мнением?
Нет, категорически нет. Я на 100% не согласен с этим утверждением. Я считаю, что нам следует иметь космический корабль типа шаттла. Может быть, не именно ту машину, на которой мы летали, но аналогичное транспортное средство, которое позволило бы нам подниматься в космос, выполнять различные работы, строить космические станции. Основная проблема с шаттлом заключалась в том, что технология того времени не позволила добиться ожидавшегося удешевления полетов.
Если бы вам сейчас предложили отправиться в космос на несколько дней, скажем, в качестве туриста — вы бы согласились?
О да, конечно, я бы полетел. Без вопросов.
Что вы думаете по поводу нынешних планов NASA уйти с МКС в 2024 г. и начать строительство окололунной орбитальной станции LOP-G?
Не думаю, что NASA действительно уйдет с МКС в 2024 г. Подобные заявления — это просто часть обычного процесса планирования. Я считаю, что США и дальше будут участвовать в проекте. Не знаю, сколько это будет продолжаться. Как и любая техника, МКС постепенно устаревает. Со временем начнутся поломки, и однажды настанет тот день, когда продолжать эксплуатацию станции окажется невозможно. Поэтому мы уже сейчас должны планировать наш следующий шаг. И мне он нравится. Мне нравится идея перехода от околоземной станции в сторону исследований дальнего космоса.
Марио Ранко во время миссии STS-54 (1993 г.). Источник: NASA
Как вы думаете, когда человечество будет готово отправить пилотируемую миссию на Марс?
Сложно сказать. Марс — очень трудная цель. Но я считаю, что мы должны это сделать. Как я уже упоминал во время сегодняшнего выступления, на мой взгляд, существует большая вероятность того, что там могла существовать жизнь. Единственный способ получить надежные доказательства этого — отправить туда исследователей.
Чтобы сделать это, нам нужно усовершенствовать ряд технологий. В первую очередь — двигатели. Мы должны добраться туда как можно скорее. Существуют перспективные разработки, которые позволили бы нам значительно сократить время полета. И я говорю не о ракетах на химическом топливе: речь идет об электрических и плазменных двигателях. Я бы особо выделил проект электромагнитного ускорителя с изменяемым удельным импульсом VASIMR. С его использованием представляется возможным доставить человека к Марсу намного быстрее, чем на корабле с обычными двигателями. Если мы сократим время перелета, то уменьшим количество необходимых припасов, снизим риски для экипажа. На мой взгляд, именно тяга является ключом к Марсу. У нас уже есть все необходимые технологии, чтобы решить все остальные проблемы, кроме, наверное, защиты экипажа от радиации. Но, опять же, если мы сократим время перелета, то значительно уменьшим эту опасность. Так что все упирается в тягу.
Кто, на ваш взгляд, доберется до Марса первым? Будет ли это государственный проект (наподобие программы Apollo) или же будущее за частными компаниями, такими как SpaceX?
Это будет государственный проект. Частные компании работают ради прибыли, им нужно зарабатывать деньги. Полеты на Марс, во всяком случае, на начальном этапе, не принесут никаких денег — только огромные затраты. Основная движущая сила марсианской миссии — это наше любопытство и стремление исследовать новые миры. Думаю, научное сообщество будет лоббировать такой полет и, в конце концов, правительство согласится его профинансировать. Я уже пожилой человек. Возможно, полет на Марс произойдет не на моем веку, но я очень надеюсь, что следующее поколение станет его свидетелем.
И последний вопрос. У вас есть какие-то любимые космические фильмы?
В первую очередь это «Космическая одиссея 2001» и «Космическая одиссея 2010». Из последних мне нравятся «Интерстеллар» и «Марсианин». Из классики — «День, когда Земля остановилась» и «Запретная планета». Мне совершенно не понравилась «Гравитация». Она ужасна. «Армагеддон» тоже плохой фильм.
Экипаж миссии STS-54 в образе героев сериала «Звездный путь». Марио Ранко (второй слева) изображает Спока. Источник: NASA
Говорят, что в NASA специально показывают новым сотрудникам «Армагеддон» в качестве теста, и они соревнуются по количеству найденных в фильме ошибок…
Да, это так. Я понимаю, что подобные фильмы снимаются для развлечения и есть некий художественный замысел. Но часто в кино показывают исключительно нелепые вещи, которые астронавты никогда не сделают. И это создает для космической индустрии немало проблем. Люди верят тому, что видят в кино, и думают, что именно так все и происходит на самом деле.
Биографическая справка
Марио Ранко родился в 1952 г. в Нью-Йорке. В 1974 г. получил степень бакалавра в области метеорологии и физической океанографии в Сити-колледже Нью-Йорка, в 1976 г. — степень магистра в области метеорологии в Университете Ратгера (Нью-Джерси). После окончания Университета в течение года работал в качестве гидролога-исследователя, в 1977-1978 гг. — в полиции штата Нью-Джерси.
В 1978 г. Ранко поступил в Школу начальной подготовки офицеров ВМС в Ньюпорте (Род-Айленд). По ее окончании стал сотрудником Лаборатории ВМС в Монтерее, где изучал океанические и атмосферные явления в качестве метеоролога-исследователя. С апреля 1981 г. по декабрь 1983 г. занимал пост сотрудника-метеоролога на борту десантного корабля Nassau. Именно в это время он стал морским офицером. С января 1984 г. до декабря 1985 г. работал в качестве инструктора в Лаборатории морской школы в Монтерее. С декабря 1985 г. до декабря 1986 г. служил командиром военно-морского исследовательского судна ВМС США Chauvenet.
В 1987 г. Марио Ранко получил приглашение в отряд астронавтов NASA . В 1991-1996 гг. осуществил три полета в космос. В настоящее время работает в Директорате медико-биологических и космических исследований NASA . Женат, имеет двоих детей.
Редакция «Вселенная, пространство, время» выражает свою благодарность организаторам мероприятия SPACE Community Day: команде SPACE Production, сообществу Byspace, Национальной контактной точке по космосу Европейской программы исследований и инноваций Horizon2020, а также генеральному партнеру — производителю костюмов для виртуальной реальности Teslasuit.