Теория Дарвина, открыла человечеству глаза на многие вещи, окружающее его. Знание о том, что человек, равно как и другие существа проявляет способность к адаптации, заронила в умы людей того времени беспрецедентную идею множества населенных миров во всей безграничной Вселенной.
Ученые пришли к мнению, что Земля – всего лишь один из тысячи осколков обитаемого мира. Идея множественности миров выдвигалось еще Иммануилом Кантом, который говорил о том, что обитаемость планет Солнечной и иных звездных систем – само собой разумеющейся факт и человек, далеко не исключителен. Однако лишь XIX век дал ход этим идеям в массы. Именно этот факт и стал причиной горячих споров между приверженцами теории и скептиками.
Человеческое воображение рисовало одну картину ярче другой, а новые и новые открытия лишь подпитывали интерес к этой теме – открытие примерного возраста Земли (миллионы лет, вместо предполагаемых тысяч), подтверждение мыслей о том, что Солнце само вращается вокруг иного центра, а Вселенная – фактически бесконечна.
Не смотря на то, что произошел целый перечень открытий, многие ученые не отвергали теологической основы, вполне совмещая науку и религию. Выдающийся немецкий физик, основатель квантовой теории Макс Планк говорил: «Куда бы и как далеко мы бы ни стали смотреть, мы не находим противоречий между религией и естественной наукой, напротив, именно в основополагающих пунктах наилучшее сочетание. Религия и естественная наука не исключают друг друга, как это в наши дни некоторые верят или этого боятся, эти две области дополняют друг друга и зависимы друг от друга».
Разумеется, что были и скептики, смотрящие на положение дел полностью противоположно. «Главная наша задача выполнена. Мы свели внемировую, сверхъестественную и сверхчеловеческую сущность Бога к составным частям существа человеческого как к его основным элементам. В конце мы снова вернулись к началу. Человек есть начало, человек есть середина, человек есть конец религии» — писал в своей книге «Сущность Христианства» знаменитый немецкий философ Людвиг Андреас Фейербацх. Несомненно, такие диаметрально противоположные мнения лишь подогревали интерес к теории и вовлекали в диспут все больше и больше ученых. Многие скептики склонялись к мысли о том, что жизни не существует за пределами «умеренной зоны», а если в Солнечной системе существует всего лишь один населенный мир, то, как можно утверждать о том, что космос наполнен живыми существами.
Однако, на практике выходило, что вера людей XIX века в обитаемые миры подпитывалась не тем, что удалось пронаблюдать вне Земли, а тем, что открывали на нашей планете. Люди не переставали удивляться многообразию и приспособленности организмов, населяющих наш «дом».
Сильный удар приверженцам теории скептики смогли нанести, задавшись вопросом о том, что естественный спутник планеты – Луна, не была обитаема, хотя она и находилась в пресловутом «умеренном поясе». Более того, доскональное изучение телескопом не оставило места сомнениям — на Луне нет жизни. Ричард Проктор отвечал на это просто — если жизнь имеет начало, она также должна иметь и конец, поскольку энергии приспособления природы есть предел. На Луне, считал он, тоже была жизнь, однако этот период она давно прошла.
Наверное, самым весомым аргументом приверженцев теории был вопрос: если нет никакой другой жизни во всей Вселенной, то зачем Бог создал так много звезд и планет?
Уильям Уэвелл подытожил этот спор: «Много таких эффектов, смысла которых нам не понять» — законы притяжения и сцепления частиц, например, были необходимы, чтобы позволить человечеству «твёрдо стоять на ногах». Звезды и планеты, говорил он, это тоже «дополнения общих законов»
Несмотря на то, что по истечению более чем полторы сотни лет, когда теологический аспект уже вычеркнут из научных кругов, человечество продолжает задаваться вопросами о том – сколь уникальна наша планета. Ученые доказали существование экзопланет, однако более глубокое изучение Солнечной системы заставляет каждый раз удивляться тому, сколько различных факторов должно было совпасть и произойти в определенный момент, что бы эволюция жизни на Земле пошла по тому руслу, которое мы наблюдаем сейчас.
Изменилось и наше восприятие самой «жизни» и ее поиска во Вселенной. Мы приняли идею о том, что жизнь существует фактически везде где есть иточники энергии, будь то вода или органика, но даже тут ученые оставляют для происхождения жизни «лазейки». Наблюдая за Вселенной, астрономы и астрофизики находят места, где предположительно жизнь могла существовать или существует в какой-либо форме. И даже не заглядывая так далеко в космос, многие ученые всерьез подумывают о существовании жизни прямо у нас под боков – спутнике Юпитера Европе, где под ледяной корой, предположительно, располагается жидкий океан.
«Если вы попробуете воду из этого океана на вкус, он, скорее всего, окажется почти таким же, как вкус морской воды на Земле»,— резюмирует астроном Майк Браун (прозванный «убийцей Плутона» за открытие в поясе Койпера сопоставимого по размерам транснептунового объекта) из Калифорнийского технологического института. Что делает предположение о существовании внеземной жизни на этом спутнике еще более интригующим.